Купил Москвич 2141-22 в салоне АЗЛК в марте 2000 г. за 60 600 руб. Что еще можно было тогда купить за эти деньги? Только Оку. При выборе машины руководствовался ее ценой, размерами и удобством кузова. В жигулях мне тесно, а на другую машину денег не хватало. Купить было трудно – 2 дня стоял в очереди. Машина была недоукомплектована (как и другие), но вопреки прогнозам предсказателей по дороге домой не развалилась. Не развалилась и до сих пор. Доукомплектовывал нужными деталями (ремнями безопасности, дворниками и т.п.) сразу после покупки, остальными, малонужными, постепенно в последующие годы.
За 11 лет эксплуатации пробег составил 185 тыс. км., поездки на работу почти каждый день, круглый год, в любую погоду. Гаража нет, стоянка на улице, В автосервис заезжаю каждые 20-30 тыс. км. пробега. Пытался заезжать в разные автосервисы, но берут Москвичи мало где, а реально все запчасти есть только в Москвиче-сервисе.
Двигатель – уфимский – 3317 – слабоват, тяжеловат и шумноват. Но в его массивности есть и полюсы: заметно смещает центр тяжести автомобиля на ведущие передние колеса, что снижает их пробуксовку на скользкой дороге. А в мороз долго остывает. За 11 лет на самом двигателе регулировались зазоры под клапанной крышкой, натяг цепи, менялось масло и все. То есть, в самом двигателе ничего не ломалось. Однако в его периферии есть три слабые детали, которые нужно всегда иметь с собой: ремень привода генератора, топливный насос и трамблер. Менять их на дороге пришлось раза 4, времени на замену нужно минут 30. При этом посреди дороги я не останавливался ни разу, всегда удавалось дотянуть до кармана. Других неисправностей, вызывающих остановку на дороге, не возникало. Таким образом, с учетом легкости устранения этих 3-х типовых неисправностей, двигатель можно считать высоконадежным. Некоторые проблемы доставлял и карбюратор. Менять его пришлось 2 раза, но, плановым порядком. Первый –заводской карбюратор – насмерть забился стекловатой из бензобака, которая, вероятно, попала в бак еще на заводе. Топливный фильтр от стекловаты не спасает. Второй карбюратор оказался бракованным. У него клинило заслонки и когда я сбрасывал газ, тяга двигателя возрастала - москвич ускорялся, как реактивный, обгоняя иномарки. Мне это даже нравилось, но процесс был слабо управляем, поэтому этот замечательный карбюратор пришлось заменить. Менять масло удобно, яма не нужна.
Трансмиссия – проблем не возникло. После 145 тыс. км., половина из которых пришлась на московские пробки, возникла мысль, что сцепление должно было бы уже «сдохнуть». Но оно не «сдыхало». Решил этого не ждать, поменял в плановом порядке. Заводское сцепление оказалось импортным, видимо, Лукас, корзина подгорела (видимо при буксировке москвичем другого автомобиля), а в остальном было еще ничего. Поставил новый Лукас. При замене сцепления было обнаружено, что у коробки передач уже давно сорваны ее крепления к кузову и она просто висит на двигателе. Для ремонта этих креплений коробку в автосервисе пришлось разбирать. После переборки коробки «мастером» она стала работать хуже – появились посторонние звуки и вибрация ручки переключения передач. Менять масло в коробке удобно, яма не нужна.
Шасси – серьезных проблем не возникало. Дорожный просвет больше, чем у Жигулей и иномарок (кроме кроссоверов). Поэтому зимой в колее Москвич брюхом не скребет. При поездках на природу на грунтовых дорогах среди неполноприводных автомобилей Москвич тоже выглядит неплохо: где прошел Москвич-412, мой Москвич 2141-22 прошел тоже. Через 60 тыс. км. пробега застучал опорный подшипник на переднем колесе. Еще 10 тыс. км. на нем ездил, так как в сервисе они его не слышали пока я сам не понял какое именно колесо стучит. На 170-й тыс. км. пробега в сервисе мастер уловил начало «подыхания» опорного подшипника на заднем колесе и поменял его. Через каждые 70 тыс. км. пробега передняя подвеска требовала переборки: замены резинок, амортизаторов, шаровых опор и т.п. В автосервисе проведено 2 такие переборки. Задние амортизаторы тоже менял 2 раза, но самостоятельно. Их менять легко хоть посреди дороги.
Кузов – удобный, но сделан топроно. Двери в проемы попадают с трудом. В сильный дождь в салон попадала вода. Долго искал откуда. Наконец нашел – из внутренних полостей кузова за передними колесами. Заполнил эти полости строительной пеной. Стало хорошо. Есть проблемы со стеклоподемниками. Один – задний – клинило при подъеме стекла еще на заводе. Второй – водителя – стал таким же через 10 лет. Приходится помогать стеклу рукой. Антикор кузова после покупки был сделан пушсалом с нигролом. Грязно, но коррозии кузова нет. Только к 10-му году эксплуатации сверху (на непокрытой пушсалом части кузова) стали появляться отдельные точки коррозии. А снизу ее нет. Передние сиденья очень удобные. Подвозил как-то владельца Жигулей. Полпути он восторгался удобством сиденья (у него радикулит) и полпути строил планы, как он у себя в Жигулях поменяет передние сиденья на москвичевские.
Экстремальные условия:
В морозы до минус 20 заводится без проблем, при минус 35 тоже заводится, но тут уже нужна подготовка: масло залить соответствующее - синтетику 5W40, а не минеральное 15W30 и свечи поставить японские а не А20Д1.
Жару Москвич держит до +40 (проверено в московских пробках летом 2010 г.), но при +40 радиатор уже слабоват, температура двигателя приближается к красной зоне, причем, не в пробке, а на трассе при скорости 100- 120 км,/ч.
Машина своих денег стоит многократно. Уже есть желание поменять машину на более комфортабельную иномарку, но жалко выбрасывать или продавать за бесценок совершенно исправную машину, которая проверена, надежна, не доставляет хлопот, не нуждается в сигнализации и КАСКО - неугоняема, вследствие крайне низкой цены не боится любителей силового выдавливания из занимаемого ряда, обгоняющих слева по обочине.